вторник, 18 января 2011 г.

29.12.2010 Покхара - Джомсом - Кагбени

Немножко матчасти.
Трек, по которому мы ходили называется Джомсом трек - по одноименному названию деревни, в которой есть аэропорт маленький. Джомсом трек является кусочком большого трека вокруг массива Аннапурны - Annapurna Cirquit Trek, включающий в себя один из самых высоких перевалов в мире - Torong La, высотой 5416 метров. Обычно  его проходят в сезон - март-апрель или октябрь-ноябрь, зимой на перевале достаточно холодно, но мы встречали достаточно много групп, идущих по полному кругу. Весь трек проходится примерно за 2 недели и очень популярен среди туристов - в high season, говорят, идешь как будто в толпе, ежегодно трек посещают до 80 тысяч(!) туристов. По сравнению с такими жуткими рассказами, мы шли практически в одиночку. За день встречали 2-3 группы, не больше.

В каждой деревушке на треке есть лоджии или гесхаусы - такие маленькие отельчики, где тебя накормят, напоят, согреют и спать уложат. Не везде, конечно, трехзвездочное обслуживание, но меня это не напрягало ни на йоту, по мне, так даже слишком много удобств. Душ в номере есть не всегда, но в таком случае есть общий. С горячей водой тут как в детских лагерях - черный бак на крыше: если солнце днем - помоешься, если пасмурно - грязный день. Однако чем ниже, тем чаще можно найти место с газовым нагревателем. Также с высотой увеличивается стоимость еды. Основной параметр - стоимость дал-бата (рис с бобовой похлебкой, местное традиционное блюдо, которое добавляют пока не наешься). Если внизу можно поесть рупий за 50, то в Jarkote (на карте не видно, это чуть ниже Muktinatha) уже 100 Rs. Также в связи с несезоном не все лоджии и гестхаусы работали, но это совсем не помешало нашему путешествию, места были всегда иногда даже выбирали между гестами.

Карта, не совсем наша - от Jomsoma мы поднялись вверх до Muktinatha, а потом спустились вниз и от Tatopani пошли западнее, закончили маршрут в Beni
Итак, утором 29го числа мы отправились в аэропорт (кокой уже по счету?) Покхары. Приехали, выяснилось что Женя забыл билеты в отеле. Сгонял туда-обратно очень быстро - так ничего и не нашел, но на борт пропустили.На взлетной полосе опять туман - ждем около часу. Самолеты тут летают без навигации, все вручную, и в туман нельзя никак - за каждой тучей может оказаться гора. В конце концов нас позвали на посадку - малюсенький самолетик на 10-12 мест, в кабине 2 пилота и дверь к ним не закрывается. Говорят, что в Непале на внутренних рейсах работает много русских пилотов, но я не проверял.

Перед взлетом Варя с Ладой взялись за руки. Я тоже на таком малюсеньком самолетеке еще ни разу не летал, острые ощущения, признаться. И вот мы летим между вершин Гималаев, на востоке - массив Дхаулагири и Мачапучаре, на западе - отроги Гималаев, на которых видны маленькие деревушки с террасками для выращивания риса. Туман почти исчез, перед нами открываются виды, которые ну просто невозможно описать словами, да и на фотографии не увидишь. Чувствуешь себя каким-то ничтожным и преходящим по сравнению с могуществом природы и ее вечностью. Это какая-то другая планета, тут все московские переживания совершенно теряют смысл, да и вообще любые мелочные мысли стираются из головы, они кажутся глупыми и неуместными, да о них вообще забываешь, остаются только самые главные и важные. В голове пульсирует - зачем я, для чего? Это место проникает в тебя как-то изнутри, а ты в него.

Наш самолетик

Добро пожаловать в Гималаи. Пик Мачапучаре

!!!
В воздухе немного трясет, чувствуешь себя малюсеньким и беспомощным, как грудной ребенок.

Как только приземлились в Джомсоме и выгрузили багаж, самолетик сразу посадил порцию возвращающихся туристов и улетел в Катманду. А мы, ошеломленные, с открытыми ртами и слезами на глазах стоим на взлетной полосе, крутимся в разные стороны и.. эмоции как-то не выражаются, я не находил слов чтобы сказать, что чувствую и что вижу..

Джомсом, вид с посадочной полосы

Привет, Горы!
Сразу отметили свои пермиты и пошли пить чай в маленький гест. Мы за полчаса на самолете набрали 2500 метров, нужно посидеть и подождать, не проявятся ли у кого признаки горняшки. Пока готовился наш завтрак, я прогулялся по улице (главной и единственной) - каждый улыбается тебе,здоровается и от всех тут исходит какое-то доброе простое человеческое тепло. Мы заказали все разное, что оказалось ошибкой - ждали достаточно долго, зато продиагностировали самочувствие и выяснили, что все более-менее в порядке. Голова, у кого болела - прошла, все готовы идти в Кагбени.

Дорога идет по ущелью реки Кали-Гандаки, которая образует Большую Гималайскую Брешь. Река сейчес пересохшая, но в половодье это очень бурный поток, который несет воду таящих ледников с самых вершин. По дороге встречаем много чортенов. Традиционно чортены символизируют буддийское учение и просветление и представляют из себя невысокие сооружения, белого, черного или красного цветов.

Я в таком приподнятом настроении, что бегу впереди всех, поедаю все вокруг глазами и постоянно улыбаюсь. Местные очень смеются и машут руками, глядя на мои поларовые алладиновские штаны, купленные в Покхаре!
Первый подвесной мост

Часам к 12 стало уже очень жарко

Тут жил Джими Хендрикс!

Вид на Джомсом

Чортены и молитвенные флажки
Сегодня мы идем до городка Кагбени - самой северной точки нижнего Мустанга. За ним начинается запретное королевство Ло со своей столицей Ло Мантанг, королем и древними традициями, пока еще не тронутыми западной цивилизацией. Как нибудь обязательно окажусь в этих местах, про которые так прекрасно написал Мишель Пессель - первый европеец, которому было разрешено посетить королевство. До него тут бывали только английские исследователи, проводившие в этих местах целые десятилетия, изучавшие климат и обычаи местных жителей "под прикрытием". В специальных раскручивающихся посохах у них были спрятаны термометры и бумага, чтобы записывать свои наблюдения. Мы договорились, что с Китом пойдем вперед занимать место в хорошем Red guesthouse и убежали вперед. По пути встретили группу ребят из Голландии, Норвегии и Литвы, которые шли полный трек и очень расхваливали Кагбени - говорят, очень красивое место и отличный гест.

Caution! For your good time in Kagbeni find yourself

Долина Кали-Гандаки, вдалеке виднеется Кагбени

Ступа в Кагбени
 Мы пришли в Кагбени примерно на полчаса раньше остальных, заняли комнаты. Нас ожидал самый лучший вечер за все путешествие, так что о нем дальше.